Уровень цены – тренд рынка

Обновлено 17.03.2009

Итак, какие базовые аксиомы, стабильные данные нужно ввести, чтобы разорвать «бесконечный цикл» рассуждений и перейти к неправильной, но практически полезной модели уровня цены?

Где, все-таки существует «рынок»?

Единственная реальная вещь – сделка – существует в электронных записях компьютеров, брокерских отчетах, кассовых ордерах. Но аналитики, говоря о рынке, имеют в виду нечто большее: множество рыночных данных – как прошлых, так и будущих. Где существует этот рынок, откуда «берется» и куда «исчезает»?
В мыслях людей, их сознании.

Пример из жизни.

Одна моя знакомая, директор небольшой инвестиционной компании, как-то в 1997 году, посмотрев на график РАО «ЕЭС», устремившийся в небо со скоростью сверхзвукового истребителя, воскликнула: «Давайте и мы купим!». Они купили РАО по 43 цента (или около того – помню эту цифру, даже не глядя на графики)… С тех пор РАО больше НИКОГДА не стоило столько (особенно, если учесть временную стоимость денег).

В этом «Давайте и мы!» — квинтэссенция, суть, ключ к пониманию рынка, как социального явления.

Каждый должен написать «свою книгу о рынке» – так же как и о любой другой сфере деятельности – если он хочет достичь успеха. И каждый должен найти свои жизненные примеры, живые, реальные примеры, представляющиеся ему близкими, понятными, очевидными, иллюстрирующими суть явления. Из них затем можно строить базовую модель поведения, рыночной торговли.

Обычно, человек не смотрит на происходящее непосредственно. Ему требуются объяснения и ему требуются подтверждения.
Следствием этих импульсов является то, что человек непрерывно оглядывается на окружение. Он пытается удержать в уме как можно больше «фактов» (данных из прошлого, того, чего уже нет) и «вывести» из них некое «среднее» — составить «прогноз» (того, что будет). Угадать – как будет действовать большинство, чтобы быть на его стороне – в безопасности, как ему кажется.
Но здесь возникает главный парадокс «маленького человека»: не будучи способным прямо смотреть на то, что ЕСТЬ, дабы увидеть будущее, он прямо сморит на то, чего нет – и видит прошлое!

  • Моя главная рыночная аксиома, имеющая отношение к уровням цены и трендам, состоит в следующем.

Умы абсолютного большинства участников биржевых торгов заполнены мусором «прошлых» данных. Они подменяют им реальность рынка. Они думают, что этот мусор – и есть рынок. Они стремятся стать частью «рынка» (теперь уже – в кавычках). Для этого они усредняют устаревшие рыночные данные – те, которые способны включить в свою сознаниеочень простым способом. Они смотрят на скопление данных, создают на их основе некий «простой» образ – усредненный, примитивизированный, линейный, по принципу «что было, то и будет», принимают этот образ за рынок и «присоединяются к нему».

Например. Человек видит «тренд» или «уровень цены». Читай: он интерпретирует прошлые данные таким образом, что ему начинает казаться, что «рынок движется в определенном направлении» или «рынок встретил сопротивление — поддержку и остановился». И он начинает «торговлю по тренду» или «на отскоке от ценового уровня».

  • Моя вторая главная аксиома состоит в следующем. Рыночное окружение кластеризовано и неоднородно одновременно.

Существуют группы участников рынка – непостоянные во времени – рисующие в своих умах разные картины «рынка». Реальные причины формирования и распада этих групп понять невозможно – и не нужно для успешной торговли. Важно понимать, что различные участники в различное время входят в рынок и выходят из него – группами.

Обе эти аксиомы – абстракции, умозрительные модели. Но, по моему убеждению они практически полезны. И — с моей точки зрения – они находят практическое подтверждение.

P.S. от 17.03.2009

… я сижу перед торговым терминалом. Я только что закрыл свою позицию. А у меня есть привычка не только регистрировать вход и выход, но и то,что было «потом». Я смотрю на объемы, смотрю на цены, смотрю на индикаторы, смотрю на «стакан», где беснуются покупатели … И, в очередной раз, я задаюсь вопросом: зачем они покупают? Из чего исходят? И, в очередной раз ко мне издалека приходит голос той милой женщины: «Смотрите, как выросло! Давайте, и мы купим!»…

Кто-то из этих покупателей потеряет деньги. Кто-то «пересидит» и выйдет в плюсе — может быть через несколько дней, недель, месяцев..? Этого сейчас никто не знает. Дело не в этом. Главный вопрос в том — рациональны эти покупки или навеяны какими-нибудь откровениями около рыночной братии о том, что «рынок слишком низко»? Рынок уже был «слишком низко прошлой осенью»…

… Осенью я купил сколько-то евро по 36, кажется. И за разговором спросил (просто, болтая со старым знакомым по бирже). Ну, и чего ты думаешь? Он сказал: «У нас все хорошо. Никакого кризиса нет. Раз начальник сказал — нет, значит нет». Ну, а если серьезно? «Думаю, евро будет около 50»,- ответил он. Другой человек, не торговавший на бирже, присутствовавший при разговоре, вмешался: «Ну, Володя, под 50 — это уж слишком!».

Я заметил на это: сейчас это кажется «слишком». «Вот- вот», — заметил Володя…

Человек толпы «смотрит» не глазами, а умом, «усредняя» и «интерполируя». Что было — того уже не будет. Это более справедливо в биржевой торговле.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x