ДАО ДЕНЕГ
биржевая игра - психология одиночества

Яндекс.Метрика
деньги
биржевая игра
прогноз
игрок
о проекте

свежие записи

архив статей о бирже до 1998 г.

ложь о рынке

обучение

карта сайта

Рыночная психология:

цена акций и объем торгов

Существует утверждение: рынку легче упасть, чем вырасти. Но что это значит – «легче»? Когда речь заходит о сравнительных категориях, вероятнее всего, мы вступаем в область психологии.

Пример последних дней рынка Российских акций (надеюсь, все-таки – не «совсем» последних). Кажется, что рынок упал «очень быстро». Но, например, в апреле 2006 года Газпром вырос значительно быстрее, чем упал осенью 2008 г. … Похоже, что категории скорости роста рынка не очень продуктивны в смысле понимания причин рыночных изменений. Поэтому, разберемся с основами психологии рынка.

Предположим, что «рынок» состоит из двух участников. У каждого есть акции и деньги. В какой-то момент участник А решает купить несколько акций у участника Б. По какой цене пройдет сделка? Если на «рынке» ничего особенного, с точки зрения участников, не происходило, то, вероятнее всего, это будет цена последней сделки. И объем сделки будет примерно равен объему предыдущей сделки: плюс – минус.
Предположим, далее, что оценки будущего «рынка» акций участником А - в силу каких-то причин - изменились. То есть, изменилась его рыночная психология. Например, он что-то услышал, затем что-то подумал – и решил получить рыночное преимущество перед участником Б.
Он приходит к участнику Б и предлагает купить у него сколько-нибудь акций. Сколько? Если А очень хочет купить, то, скорее всего, «очень» означает «много» и даже несколько дороже, чем раньше. Все как в жизни.

Как среагирует на это рыночное предложение участник Б? Даже если он ничего не слышал и не думал, он что-то заподозрит – исходя из большего объема рыночной оферты, предложенной участником А. Из его поведения, некоторой спешки. Из самого факта оферты – желания другого торговца что- то сделать на рынке.
Рыночная психология участника Б в момент оферты также изменится. И, скорее всего, он поднимет цену потенциальной сделки. Если сделка состоится, мы скажем: рынок вырос.

А что, если участник Б то же что-то «пронюхал»? А что, если жадность участника А такова, что он предложит купить все акции, имеющиеся у участника Б? В этом случае мы скажем: «рынок вырос очень сильно / быстро», Может быть, даже в разы. В обратной ситуации – в случае желания одного из участников сбросить большой пакет акций (или избавиться от всех акций) мы скажем: «рынок рухнул». В общем случае, скорость роста рынка, также, как и скорость его падения будут примерно одинаковы.

Но что произойдет, если на этот «рынок» придет третий участник и захочет купить или продать акции? Как изменится психология участников рынка, уже действующих, «активных торговцев» акциями?

Два участника вместе среагируют значительно сильнее, нежели будучи наедине друг с другом. Психология групп, психология толпы всегда более примитивна и более экстремальна - при прочих равных условиях. «Наверное, он что-то знает, чего не знаем мы».

Эти «наверное» и «мы» является ключом к пониманию рыночных движений. Чем больше это «мы» и чем ярче это «наверное», тем сильнее толпа реагирует. Тем более экстремальна его рыночная психология.

Что нужно для того, чтобы это «мы» сформировалось, чтобы возникла рыночная толпа, группа? Нужно, чтобы несколько отдельных людей, торгующих акциями, отождествили себя с чем-то. Например, с понятием: «владелец акций российской компании ХХХ, желающий продать их как можно дороже». И необходимо, чтобы существовала информационная неопределенность. Необходимо, чтобы возникло такое явление психологического свойства, как ревность. Зависть. Страх. Страх, что другой собрат, член рыночного сообщества, опередит, продаст акции по более лучшей цене. Или купит акции дешевле - заработает больше!... Тогда возникнет психология толпы: отдельные игроки начинают видеть собственную цель через призму действий и оценок других! Сорос называет подобное явление рефлексивностью.

Теперь действия и мысли отдельного члена толпы начинают зависеть от действий и мыслей других. А сам рынок (который, впрочем, с самого начала не был объективным), становится неким «скользящим средним», довольно беспорядочным психологическим конгломератом, в котором иногда возникают и затухают массовые, рыночные реакции.

Итак, что движет рынком акций?

Рыночная психология = психология толпы, психология отдельных групп биржевых торговцев акциями. Как сильно движется рынок в разные периоды? Это зависит от особенностей массовой психологии. От того, насколько яркая рыночная идея, которая в данный момент «овладела массами и стала движущей силой рынка» - перефразируя известное Ленинское. Насколько эта идея яркая и насколько массовая, настолько «очевидно для многих», что рынок будет расти. И насколько много таких прозорливых. Прозорливых и жадных. Жадных и ревнивых. Ревнивых и страшащихся, что другие торговцы тоже смогут что-то отхватить от рыночного движения. И, не дай бог, раньше и больше.

И как проявляется такая психология, как можно ее реально увидеть, измерить?
Объем сделок. Объем торгов. За час, за день. Недельный объем, дневной объем торгов акциями.

Очень много групп действует одновременно на бирже. Очень много объемов возникают и рассеиваются на рынке в разные периоды времени.

(В физике известен принцип суперпозиции полей. В определенном смысле можно говорить о принципе суперпозиции рыночных объемов. С той лишь разницей, что в некоторые промежутки времени разные группы, действовавшие до этого раздельно, вдруг начинают синхронизироваться. В короткий промежуток времени на рынке возникает и существует своего рода «психологический резонанс»).
Тогда изменения рыночной цены происходят очень быстро. И на очень больших объемах.

Но рыночный консенсус – весьма временное явление. Одна толпа - не товарищ другой. На рынке нет места психологии взаимопомощи и сотрудничества. Только временные попутчики (опять же - Ленинское). Задача успешного торговца акциями – уловить такие вспышки, вовремя присоединиться к ним с нужной стороны и покинуть «вспыхнувшее» сообщество до того, как оно распадется.

Уровень рыночных цен: психология плюс финансы

Цены ликвидных акций, «голубых фишек» исключительно редко изменяются за день более, чем на 3-5%. Акции "второго эшелона" обычным образом демонстрируют дневное изменение цены на десятки процентов. Почему?

Рынок «голубых фишек» - количественно огромный рынок (применительно к масштабам соответствующей страны). С одной стороны, какие изменения в психологии, в сознании такой массы трейдеров должны произойти, чтобы изменить их восприятие рынка?

С другой стороны – какие деньги для этого требуются и откуда их взять!?

Иное дело – «второй эшелон». В нашем примере – те два торговца акциями, перекидывающие небольшие пакеты друг другу. Совсем иной масштаб торговли. Совсем иные финансы! Здесь вся психология групп – оценка будущего двумя людьми. И все финансы – их собственные сбережения.

Вот почему, чем выше рынок, тем труднее он растет. И из-за психологии. И из-за финансов. И вот почему, чем ниже рынок, тем легче он движется: как падает, так и растет. Менее яркие рыночные идеи требуются, чтобы сдвинуть психологию торговцев. И значительно меньшие финансы позволяют покупать то же количество акций, что и «наверху» рынка.


P.S. Вот почему, например, глупо было запрещать маржинальные покупки на российском рынке акций в момент кризиса сентября 2008 г. Кроме того, что это вызвало раздражение среди потенциальных инвесторов и действующих игроков рынка акций, это еще и значительно, как мне представляется, уменьшило возможную скорость восстановления российского фондового рынка.

P.S. от 19.11.2008. А вот ссылка - подтверждение вышесказанному, статья на сайте РБК. P.S. от 31.03.2014: а ссылочка-то куда-то исчезла ...

И искать в этом решении ФСФР какие-то непонятные «простому» участнику рынка, «мудрые», видимые только «сверху» мотивы, по-моему, не стоит. Как написал в своей «Алхимии финансов» Дж. Сорос, человек, которого, наверное, трудно упрекнуть в слабой осведомленности в области финансов и рыночной психологии: «Чем выше должность, которую занимает человек, тем меньше у него способность принимать рациональные решения».

Находится в каталоге Апорт